Получение замечаний по результатам экспертизы проектной документации — это стандартная ситуация, с которой сталкиваются большинство застройщиков, технических заказчиков и проектных организаций. Важно не только понять суть замечаний, но и грамотно организовать процесс их устранения, чтобы минимизировать задержки в графике и избежать повторных ошибок. Этот этап требует слаженной работы всех участников проекта.
Эксперты формулируют замечания в зависимости от степени серьёзности и влияния на безопасность, нормативность и реализуемость проекта. В ряде случаев исправления могут быть точечными, а иногда — затрагивать всю структуру ПД.
После получения заключения экспертизы с замечаниями, проектная организация и заказчик должны организовать процесс устранения недочётов. На этом этапе важно вести коммуникацию с экспертами и соблюдать процедуру внесения изменений.
Экспертная организация предоставляет определённый срок на устранение замечаний. После повторной подачи проект рассматривается повторно, но уже в сжатые сроки. Если замечания устранены корректно — выдаётся положительное заключение.
В проекте торгового центра в Калуге экспертиза выявила, что длина одного из путей эвакуации превышает норматив, указанный в СП 1.13130. Кроме того, не была подтверждена категория по пожарной опасности для склада на первом этаже. После переработки планировочного решения, добавления второго выхода и уточнения категорий, проект был повторно подан в экспертизу. Все замечания были сняты, и застройщик получил положительное заключение без дополнительных задержек.